Вы здесь

Медиация как способ защиты прав несовершеннолетних

Медиация – это процедура примирения конфликтующих сторон путем их вступления в добровольные переговоры с помощью третьей стороны - посредника (медиатора), оказывающего содействие для урегулирования спора.

В Российской Федерации институт медиации легализован законом Российской Федерации от 27.07.2010 № 193-ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)».

В соответствии со статьей 2 названного закона, процедура медиации - это способ урегулирования споров при содействии медиатора на основе добровольного согласия сторон в целях достижения ими взаимоприемлемого решения.  

Медиатор (медиаторы) – независимое физическое лицо, независимые физические лица, привлекаемые сторонами в качестве посредников в урегулировании спора для содействия в выработке сторонами решения по существу спораМедиатор участвует в процедуре медиации как третья, нейтральная, незаинтересованная сторона. В процессе переговоров он помогает конфликтующим сторонам понять интересы свои и противника, определить занимаемые позиции. Также медиатор подводит стороны к поиску конструктивного решения спора, приемлемого для обеих сторон, и помогает сторонам найти то решение, которое устроило бы всех участников конфликта.

Процедура медиации проводится при взаимном волеизъявлении сторон на основе принципов добровольности, конфиденциальности, сотрудничества и равноправия сторон, беспристрастности и независимости медиатора.

Медиатор не вправе вносить, если стороны не договорились об ином, предложения об урегулировании спора. В течение всей процедуры медиации медиатор может встречаться и поддерживать связь как со всеми сторонами вместе, так и с каждой из них в отдельности. При проведении процедуры медиации медиатор не вправе ставить своими действиями какую-либо из сторон в преимущественное положение, равно как и умалять права и законные интересы одной из сторон.

Медиация направлена не на выявление и не на наказание виновного, а прежде всего цель медиации заключается в поиске решения, а в некоторых случаях нескольких решений, в выработке договоренностей, которые в равной степени отражают интересы обеих сторон конфликта.

В процессе медиации каждый участник, как ребенок, так и взрослый, как обидчик, так и «жертва», может рассчитывать на то, что будет выслушан, услышан, его постараются понять, он сможет высказать свою позицию и видение ситуации, а также может предложить свою альтернативу разрешения конфликта. Люди, ведущие примирительную встречу не будут судить, ругать, кого-то защищать или что-то советовать.  Их задача – помочь вам самим  спокойно разрешить свой конфликт.

Медиация пришла в школы как часть восстановительного правосудия: если ребёнок совершает правонарушение, с ним и с пострадавшей стороной работает медиатор, чтобы договориться о возмещении ущерба, не прибегая к карательным мерам. Восстановительная медиация ориентируется на профилактику асоциального поведения среди детей и реинтеграцию в социум тех, кто оказался вовлечён в противоправные дела.

Распоряжение от 30 июля 2014 г. № 1430-р «Концепция развития до 2017 года сети служб медиации в целях реализации восстановительного правосудия в отношении детей, в том числе совершивших общественно опасные деяния, но не достигших возраста, с которого наступает уголовная ответственность в Российской Федерации» определило особенности медиативного подхода к «детской среде»
При этом разрешение споров и конфликтов осуществляется без проведения медиации как полноценной процедуры, определенной вышеуказанным законом с использованием следующих способов и механизмов:

·                    

социализация правонарушителя за счет активной коррекционной работы, направленной на предоставление ему возможности оставаться полезным членом общества, которое не отождествляет его с совершенным им проступком;

·                    

обеспечение досудебного и судебного сопровождения несовершеннолетних, вступивших в конфликт с законом, а также отбывающих или отбывших наказание в местах лишения и ограничения свободы;

·                    

создание служб школьной медиации в образовательных организациях для обеспечения возможности доступа к медиации для каждой семьи и каждого ребенка, развитие на их базе института социально-психологической помощи несовершеннолетнему в осознании и заглаживании вины перед потерпевшим;

·                    

профилактика асоциальных проявлений в детско-юношеской среде;

·                    

помощь семье как важнейшему институту, определяющему развитие личности;

·                    

содействие образовательной системе в создании безопасного пространства, необходимого для формирования физически и психологически здоровой личности.

В этих условиях "восстановительное правосудие" – это новый подход к отправлению правосудия, направленный, прежде всего, не на наказание виновного путем изоляции его от общества, а на восстановление материального, эмоционально-психологического (морального) и иного ущерба, нанесенного жертве, сообществу и обществу, на осознание и заглаживание вины, восстановление отношений, содействие реабилитации и ресоциализации правонарушителя; использование в практической деятельности, в частности – в профилактической и коррекционной работе с детьми и подростками, в том числе при разрешении споров и конфликтов и после совершения правонарушений, умений и навыков, направленных на всестороннее восстановление отношений, доверия, материального и морального ущерба и др.
Основу службы медиации должны составлять секретари комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, а также педагогические работники, реализующие дополнительные профессиональные программы – программы повышения квалификации педагогических работников. Они должны выполнять функции медиаторов-тренеров, методистов-тренеров для обучения и профессиональной подготовки работников, осуществляющих свою практическую деятельность с семьями и детьми в возрасте с 7 до 18 лет, – провайдеров медиативных и восстановительных технологий. Они должны выполнять основной массив практической работы по защите детей, их профилактике, реабилитации и коррекции с помощью медиации и восстановительного подхода. 
Отдельным аспектом в данном направлении выделяется «школьная медиация». Вот как она трактуется в Рекомендациях по организации служб школьной медиации в образовательных организациях, утвержденных письмом Министерством образования и науки РФ от 18 ноября 2013 г. № ВК-54/07вн.
Служба школьной медиации – эта служба, созданная в образовательной организации и состоящая из работников образовательной организации, учащихся и их родителей, прошедших необходимую подготовку и обучение основам метода школьной медиации и медиативного подхода. Деятельность служб школьной медиации направлена на формирование безопасного пространства (среды) не только для детей, но и для взрослых, путем содействия воспитанию у них культуры конструктивного поведения в различных конфликтных ситуациях.
Задачи служб школьной медиации в образовательной организации:

·                    

создать систему защиты, помощи и обеспечения гарантий прав и интересов детей всех возрастов и групп, профилактической и коррекционной работы с детьми, попавшими в трудную жизненную ситуацию или находящимися в социально опасном положении, совершившими общественно опасные деяния и освободившимися из мест лишения свободы;

·                    

обеспечить досудебное и судебное сопровождение несовершеннолетних, вступивших в конфликт с законом, а также отбывающих или отбывших наказание в местах лишения и ограничения свободы;

·                    

сократить общее количество конфликтных ситуаций, в которые вовлекаются дети, а также их остроту;

·                    

повысить эффективность ведения профилактической и коррекционной работы, направленной на снижение проявления асоциального поведения учащихся;

·                    

сократить количество правонарушений, совершаемых несовершеннолетними, в том числе повторных;

·                    

повысить квалификацию работников образовательной организации по защите прав и интересов детей;

·                    

обеспечить открытость в деятельности образовательной организации в части защиты прав и интересов детей;

·                    

создать условия для участия общественности в решении актуальных проблем и задач в части профилактики правонарушений несовершеннолетних;

·                    

оптимизировать взаимодействие с органами и учреждениями системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;

·                    

обеспечить возможность доступа к медиации для каждой семьи и каждого ребенка;

·                    

оздоровить психологическую обстановку в образовательной организации.

  Главная цель медиации – превратить школу в безопасное, комфортное  пространство для всех участников образовательного процесса (учеников,  учителей, родителей и т.д.). Школьная медиация нужна для мирного решения проблем, снижения уровня насилия в школе и сохранения добрых отношений, чтобы дети умели сами выходить из трудной ситуации, нужно, чтобы им дали возможность на равных участвовать в разрешении конфликтов, прислушивались к их мнению.

 

 

 

12 февраля 2020 года
Нашли ошибку на сайте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Будет отправлен следующий текст:
Можете добавить свой комментарий (не обязательно).